Тропинка в прошлое «Друзья мои, прекрасен наш союз!

19 октября в России отмечается ДЕНЬ ЛИЦЕИСТА.

211 лет назад в этот день был торжественно открыт Царскосельский лицей – одно из самых известных учебных заведений XIX века, подарившее нашей стране плеяду выдающихся деятелей искусства, военных и политиков. В историю вошёл прежде всего первый выпуск лицеистов. На память выпускникам подарили чугунные кольца в виде соединенных рук. Эти символические украшения были изготовлены из переплавленного колокола, на протяжении шести лет созывавшего юношей на занятия.

Идея создать особое учебное заведение для нового поколения государственных мужей принадлежит Михаилу Михайловичу Сперанскому – ближайшему соратнику Александра I. Сперанский мечтал видеть среди представителей власти лучших людей России: образованных, честолюбивых, готовых служить на пользу своей Родине.

Об истории возникновения лицея

Само название «лицей» восходит к античности. Ликей, окраина Афин, был местом, где молодых людей просвещал сам Аристотель. К Царскосельскому же лицею внимательно присматривался император Александр I, поддержавший эксперимент Сперанского. Он распорядился приравнять лицейское образование к университетскому.

Первый набор учеников состоялся осенью 1811 года. Лицеистом мог стать мальчик 10-12 лет дворянского происхождения, получивший рекомендацию некоего влиятельного лица. Например, за Александра Сергеевича Пушкина поручился его родной дядя Василий Львович – довольно известный поэт начала XIX века. Будущие лицеисты проходили медосмотр и сдавали экзамен. Программа обучения была рассчитана на шесть лет; в приоритете были науки гуманитарные. Так, на первом курсе лицеисты проходили грамматику, историю, математику, словесность, изящные искусства и занимались физическими упражнениями – например, учились фехтовать. Старшекурсники больше времени уделяли так называемым «нравственным наукам», среди которых – закон Божий, логика, правоведение, этика. Покидая стены Царскосельского лицея, выпускники прекрасно излагали свои мысли на бумаге, владели несколькими языками, знали историю родной страны и зарубежных государств. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам Лицея в Царском Селе.

План особого учебного заведения Сперанский составлял вместе  с Малиновским, который и должен был стать его директором.

19 октября 1811 года по повелению Александра I недалеко от Санкт – Петербурга был открыт Царскосельский лицей. Создатели лицея обращались не только к идеалам античности, но и к русским традициям. Лицей был призван дать всестороннее образование родным братьям государя – великим князьям, а также мальчикам из знатных дворянских семей России. На первый курс лицея по личному выбору императора было принято 30 человек, в числе которых и двенадцатилетний отрок Александр Пушкин. Здесь он провел 6 лет отрочества и юности.

Великолепные преподаватели, постоянные соревнования лицеистов за звание «лучшего в учёбе», регулярные пробы поэтического пера – все это обусловило появление дружного круга единомышленников, живущих идеалами служения России и своему народу.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,

 Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Слова эти выгранены на постаменте памятника юноше Пушкину. Они словно приветствуют вас в садике у входа в Лицей.

Итак, 19 октября 1811 года в Царском селе —  элитном учебном заведении  тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Их называли “Первый курс Царскосельского Лицея”. Класс как класс, мальчишки как мальчишки – проказники, спорщики, лодыри, из которых в дальнейшем выйдут поэты и министры, офицеры и «государственные преступники» — декабристы.

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц каникул, лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все 6 лет обучения воспитанники были оторваны от дома и родных, составляя единую лицейскую семью.

На протяжении всего обучения действовал единый режим дня:

В шесть часов лицеисты вставали, молились. С семи до девяти часов проходили учебные занятия. Затем мальчикам подавали чай, они гуляли, в десять часов шли на занятия. В полдень отправлялись на прогулку, потом обедали. с 14-ти до 17-ти часов учились. Вечером два часа было отведено на повторение уроков, затем ужинали, отдыхали, в 22 часа молились и ложились спать.

Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе Пушкина. В лицее он нашел друзей, которые полюбили и оценили его талант.  И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству Пушкин пронесёт через всю жизнь.

Меж нами всё рождало споры
И к размышлению влекло: 
Племен минувших договоры, 
Плоды наук, добро и зло, 
И предрассудки вековые, 
И гроба тайны роковые, 
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Распорядок жизни в лицее был строг. У каждого была своя отдельная комната. Лицеист сам следил за порядком в ней, учил уроки и отдыхал. Отдых воспитанников – это занятия изящными искусствами и физическими упражнениями. Верховая езда и фехтование, катание на коньках и танцы, рисование и чистописание, музыка и пение. Любимым занятием лицеистов было декларирование своих собственных стихов и сочинений. Царскосельский лицей представлял собой нечто большее, чем учебное заведение. Для учеников он на шесть лет стал вторым домом. Директор Василий Малиновский придерживался правил, позволивших развить особый «лицейский дух» – атмосферу взаимного уважения, отсутствия запретных тем для обсуждений, готовности к острой дискуссии. К ученикам никогда не применяли телесных наказаний и обращались на Вы. После зачисления каждый получил отдельную комнатку с железной кроватью, комодом, умывальником, стулом и зеркалом. Пушкин шутливо окрестил такое жилище «кельей». Стены «келий» не полностью доходили до потолка, и это давало возможность постоянно переговариваться с товарищами. Интересно, что покидать лицей было крайне нежелательно, даже во время каникул ученики обычно не выходили за пределы территории, а родители сами приезжали к ним в гости. В обычные дни распорядок лицеистов был весьма насыщенным: юноши не спали с шести утра, занимались до пяти вечера с перерывами на чай, обед и прогулку.

В Лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» — закрывали в комнате, где стоял чёрный стол и к дверям приставляли «дядьку» на часах.

Быт лицеистов зависел от успехов в учебе. Высокая оценка позволяла занимать лучшие места в столовой и учебном классе. Как обычно, отличники сидели ближе к преподавателю, а самые непутевые юноши стремились к галерке. Система оценивания отличалась от современной: лучшей оценкой считалась единица, а вот четверки ставили за посредственные знания. Тем, кто совсем не выучил урок, ставили «ноль».

Все лицеисты охотно занимались творчеством: музицировали, рисовали, сочиняли стихи. Некоторые еще в бытность учениками начали печататься в серьезных изданиях – например, «Вестнике Европы». В 1814 году такой чести удостоился Антон Дельвиг. Издавали юноши и собственный журнал под названием «Лицейский мудрец».

Дата открытия лицея — 19 октября — впоследствии стала отмечаться выпускниками как День лицея. В наши дни 19 октября стал Всероссийским днем лицеиста.

О лицеистах

Вольховский Владимир

Прозвище «Суворочка», «Спартанец». В их классе каждый имел прозвище, и мальчишки не обижались на них. Невысокий, тщедушный с виду, Владимир Вольховский обладал железным характером, несгибаемой волей. Вольховский ещё в Лицее решил стать военным и всячески готовил себя к будущим тяготам. Чтобы больше успеть он мало спал. Тренируя волю, неделями отказывался от мяса, пирожного, чая, чем часто вызывал усмешки лицеистов. Будучи самым слабым, он много занимался гимнастикой.

Владимир Вольховский был первым учеником. Закончил Лицей с золотой медалью. Стал членом тайного общества декабристов.

Князь Александр Горчаков

Горчаков Александр. Прозвище Франт. Министр.

Всегда владеет собой, во всем знает меру. Первый ученик, аристократ по крови, по воспитанию, по манерам.

Князь – умный, весёлый, благородный и крайне честолюбивый юноша. До того честолюбивый, что это нередко отталкивало от него товарищей. Чего только не делал этот юноша, чтобы затмить Вольховского и занять первое место. Постепенно его упорство и настойчивость завоевали уважение среди лицеистов, они видели, что «Франт» учится с утра до вечера, чтобы быть первым учеником. По окончании Лицея он получил малую золотую медаль. Александр Горчаков сделал блестящую карьеру. Он стал дипломатом, а затем министром иностранных дел России.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Один из лучших друзей Пушкина. Как только ни называли лицеисты бедного Вильгельма: «Кюхля», «Виля», «Бекеркюхель», «Цыплятопирогов». Особенно часто насмешкам подвергалась его внешность: длинная тощая нескладная фигура. И, конечно, его страсть к написанию стихов. Товарищи не понимали его своеобразных литературных взглядов и вкусов. К концу же учёбы лицеисты стали уважать Кюхельбекера, так как он неоднократно публиковал в журналах свои стихи и статьи, а его образованности и знаниям мог позавидовать каждый. При этом друзья не перестали подшучивать над ним. Перед окончанием лицея «Кюхля» чуть не утонул. В столовой за обедом так его обидел один из товарищей, что в полном беспамятстве он выскочил из-за стола, выбежал в парк и бросился в пруд возле Александровского дворца. Пруд был неглубок, и «Кюхлю» сразу вытащили.

Кюхельбекер, несмотря ни на что, с Пушкиным были очень дружны.

За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.

В будущем – член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.

Малиновский Иван Васильевич

За доблесть и драчливость прозван Казаком.

Сын директора Лицея…

Вообще-то он был добросердечен и совершенно не честолюбив. Иван знал много пословиц и поговорок, за что один из надзирателей называл его Санчо Панса. Сделал карьеру военного, став в 27 лет полковником гвардии. Но он отказался от генеральской должности и никогда об этом не жалел, а стал помещиком и предводителем дворянства.

Пущин Иван Иванович

За высокий рост звался одноклассниками Иваном Великим или Большим Жано. Имел хорошие дарования. В общении приятен, вежлив и искренен.

 Натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров. С хорошими дарованиями. В обращении – приятен, вежлив и искренен, но с разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

Пущин вспоминал:  Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся — глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика- живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного — Александра Пушкина. По сходству фамилий, потому что наши спальни оказались рядом (моя-№13, его-№14), мне захотелось с ним особенно сойтись. Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Это о нём Пушкин позже напишет: Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил, 
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил…

14 декабря был на декабристском восстании на Сенатской площади. Осужден. Приговорен к 31 году тюрьмы и ссылки.

Дельвиг Антон

Прозвище «Тося». Близкий друг Пушкина. Он не любил шумные игры, возню. Пожалуй, все: и приятели, и недруги – отмечали одно примечательное качество Дельвига – его феноменальную лень. Однажды во время лекции (на уроке латинского языка) Антон, не выучив, как обычно урока, спрятался под кафедру и там…заснул. Так появилось стихотворение о нём:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

Но самые близкие друзья его, знали, что Дельвиг больше притворяется. Этот «ленивец» и далеко не лучший ученик стал впоследствии прекрасным поэтом, одним из ведущих издателей. Именно он написал прощальную песню воспитанников Лицея:

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте сыны…»

Пушкин любил Дельвига. В беспечности и лени Дельвига была какая-то храбрость и дерзость.


«Бедный Дельвиг»
Вот бедный Дельвиг здесь живет,
Не знаем суетою,
Бренчит на лире и поет
С подругою-мечтою…

Создатель альманаха «Северные цветы».
Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин Александр. Директор Лицея записывает в своих наблюдениях: «Какой странный юноша! К нему никак не подберешь ключа. Как он колюч, эксцентричен, непоседлив. Пущин и Кюхельбекер от него без ума. Горчаков и Илличевский явно ищут с ним дружбы. Он имеет какую-то власть над ними»

Его иногда называли Французом за то, что он легко болтал по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч:


В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Пушкинский выпуск дал России славные имена, а понятие «лицейский дух» стало символом бунтарства и вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов. А что же представляли собой преподаватели Лицея? 

Каждый педагог ставил целью не просто сообщить необходимый ученику запас знаний по предмету, а непременно добиться ощутимых практических результатов. Преподаватель «российской словесности» Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему.

Охотнее всего Пушкин занимался в классе профессора Куницына, который преподавал логику, психологию, право, финансы. Именно Куницыну послал Пушкин впоследствии свою «историю пугачёвского бунта» с благодарственным посвящением. 

Александр Петрович Куницын, самый вольнодумный, самый образованный, смелый из лицейских педагогов. 

Учитель рисования С.Г. Чириков устраивал у себя на квартире литературные собрания для воспитанников, всячески побуждая их к творчеству. Он научил рисовать каждого своего ученика независимо от способностей. Иллюстрации А. С. Пушкина (кстати, не самого выдающегося его ученика) к собственным произведениям – лучший тому пример.

Молва о таланте юного лицеиста всколыхнула общество. В Лицее его навещает прославленный поэт Василий Андреевич Жуковский, вместе с ним приезжают знаменитые гости, чтобы познакомиться с необыкновенным поэтом. Пройдёт несколько месяцев, и Жуковский после прочтения поэмы «Руслан и Людмила» пришлёт Пушкину свой портрет, свои стихи с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

А.С. Пушкин в лицее

Май 1817 года. Газета “Санкт-Петербургские ведомости” приглашают публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского Лицея.

Когда стало известно о приезде в Лицей Державина, учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения перед великим стариком.    
Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение “Воспоминания в Царском селе” Этот момент запечатлён на картине Ильи Репина.

Репин И.Е. Пушкин на лицейском экзамене

Каждый год 19 октября первые выпускники лицея собирались вместе, вспоминая былые годы. Обращение Пушкина «Друзья мои, прекрасен наш союз!» в полной мере отражало суть крепких дружеских отношений, зародившихся между ними в годы учебы. Эту дружбу многие смогли пронести через всю жизнь. Первый выпуск Царскосельского лицея называют не только «пушкинским», но и «золотым». Выдающихся успехов добились многие однокашники Александра Сергеевича. Константин Данзас и Владимир Вольховский пошли по военной стезе, дослужились до генералов. Федор Матюшкин стал полярным исследователем. Модест Корф служил «придворным» историком и составил подробные биографии Николая I и М.М. Сперанского. Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер стали видными участниками общественного движения, разделив трудную судьбу своих товарищей-декабристов. Наконец, один из лучших учеников лицея, отличник и редкий умница Александр Горчаков стал канцлером Российской империи, определявшим ход внешней политики нашей страны на протяжении почти тридцати лет.

 В жизни каждого человека есть свой лицей. Нам бы хотелось, чтоб однажды, собравшись все вместе, вы тоже сказали «Друзья мои, прекрасен наш союз».