Приключения маленького Темы

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня мы с Вами познакомимся с писателем, чей 170-летний юбилей отмечается в этом году.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (настоящее имя и фамилия Николай Георгиевич Михайловский, Гарин – появившийся позже псевдоним) – известный русский писатель, путешественник, инженер и строитель железных дорог.

Родился Николай Георгиевич в Петербурге 8 февраля 1852 года. Отец, Георгий Антонович Михайловский, имел дворянское происхождение, был военным, и за участие в сражениях имел орден Святого Георгия. Мать, Глафира Николаевна, по происхождению сербка, также происходила из дворян. Учитывая военные заслуги Георгия Михайловского перед Отчизной, император Николай I лично принял участие в крещении его сына Николая.

Получив  отставку в чине генерала, Георгий Антонович перевез семью в Одессу. Здесь будущий писатель провел детские и отроческие годы. Николай рос настолько активным и заводным ребенком, что его неиссякаемые идеи и фантазии часто оборачивались наказаниями от отца. Этот период впоследствии Гарин-Михайловский отразит в повести «Детство Темы».

Получив начальное домашнее образование, что было традиционным для дворянских семей, Николай в 1863 году стал учеником Одесской Ришельевской гимназии.

В 1871 году Николай окончил гимназию, и в этом же году стал студентом юридического факультета Петербургского университета. Одолев первый курс, он проваливает очередной экзамен и решает оставить скучную юриспруденцию и обучиться другой, более приземленной специальности.

В 1872 году он поступает в Институт путей сообщения.

Еще в студенческую пору у Михайловского появилось желание писать. Он сочинил несколько повестей, но ни одно издательство их не оценило.

Приняв первую неудачу за отсутствие таланта, Николай на долгие годы отказался от мысли стать писателем. Окончив институт, он получил профессию инженера. С новым дипломом он отправляется в Болгарию, где принимает участие в строительстве порта и путей.

Николай Гарин-Михайловский в молодости

В 1879 году за отличную работу в Болгарии Михайловский получает свой первый гражданский орден. В этом же году его, еще не совсем опытного инженера, направляют на ответственный участок строительства Бендеро-Галацкой железной дороги. Эта престижная работа так захватила Николая, что он, проявив себя с лучшей стороны, начал быстро продвигаться по службе.

В начале 1880 года его направили на строительство Батумского порта. Здесь Михайловский и его рабочие подвергались постоянной опасности – в горах прятались банды разбойников-турок, периодически совершавших нападения на строителей.

Это время описано им в рассказе «Два мгновения». На Кавказе Михайловский всерьез столкнулся с казнокрадством  и не смог с ним смириться, поэтому решил круто изменить свою жизнь: в 1883 году Николай Георгиевич с супругой и детьми едут в Самарскую губернию, и покупают имение Гундоровку.

Николай Георгиевич оказался талантливым хозяйственником и реформатором. Он хотел отсталую деревню превратить в процветающую крестьянскую общину. Построил мельницу, купил сельхозмашины, посадил культуры, которых раньше местные крестьяне не знали: подсолнух, чечевицу, мак. Пытался разводить форель в деревенском пруду. Помогал бескорыстно крестьянам построить новые избы. Его жена устроила школу для деревенских ребятишек. В Новый год они устраивали для крестьянских детей елки, одаривали подарками.

В первый же год был получен прекрасный урожай. Но крестьяне отнеслись к этим добрым делам Михайловского как к чудачествам барина: начали его обманывали, соседние помещики приняли нововведения в штыки, сделав все, чтобы свести на нет труды Михайловского: сгорела мельница, был уничтожен урожай…

Он продержался три года, почти разорился, разочаровался в своем деле и, оставив за собой дом, семья Михайловских уехала из деревни,  решив вернуться к инженерной деятельности.

В начале 1886 года Николай Георгиевич назначается изыскателем на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Участок, на котором трудился Михайловский, позже стал началом Транссибирской магистрали.

В 1888 года была написана повесть «Несколько лет в деревне», где Михайловский в документальной форме описал свой неудавшийся эксперимент переустройства усадьбы.

В конце 1890 года начинается работа над повестью «Детство Темы». Это автобиографическое воспоминание о детстве 8-летнего мальчика по имени Тема. Он растет в семье строгого отца и гуманной матери, считавшей рукоприкладство неприемлемым в воспитании. По мере взросления мальчик учится отвечать за свои действия и поступать по совести. В произведении 12 глав, и каждая описывает определенный этап из жизни ребенка. Главная мысль произведения – дети, как и взрослые, должны быть честными, благородными и сильными. В этом же году завершились работы на участке «Уфа-Златоуст», и Михайловский возвращается в свое имение.

В январе 1892 года в журнале «Русское богатство» была издана повесть «Детство Темы», очень тепло встреченная и читателем, и критиками. Однако литературное признание не стало для Михайловского определяющим. Он все же не решился полностью посвятить себя литературе, и продолжал заниматься своей основной деятельностью. Так как работа его была связана с бесконечными экспедициями, он начал писать в дороге. Поэтому большую часть его творческого наследия составляют эссе, очерки, короткие зарисовки.

Вторая часть повести «Детство Темы», озаглавленная «Гимназисты», вышла в 1893 году. В этом же году увидела свет и третья часть – «Студенты».

В министерстве путей сообщения резко негативно относились к тому, что Михайловский пишет публицистические очерки. В ультимативной форме ему было выставлено требование о прекращении литературной деятельности, в результате чего Николай Георгиевич в 1894 году подал в отставку. После этого он стал вести изыскательские работы в частном порядке, принимая заказы от земств.

В 1895 году Михайловский принялся за разработку крупного проекта по строительству Кротовско-Сергиевской железной дороги. Это были годы непростой борьбы за его осуществление, описанные затем в книге «В сутолоке провинциальной жизни».

После введения дороги в эксплуатацию, Михайловский позволил себе небольшой отдых. В 1898 году Николай Георгиевич решил проехать вокруг света через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Он исколесил всю Россию, теперь захотелось повидать другие страны. Подготовка к поездке удачно совпала с предложением принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Манчжурии. Он согласился. Это было очень трудное, опасное, но чрезвычайно интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошел с экспедицией 1600 км, пешком и верхом на лошади. Много повидал, вел дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки, впервые в России и Европе.  Гарин-Михайловский побывал в Японии, Америке, Европе.

Весной 1903 года Гарина-Михайловского назначают начальником изыскательской партии строительства железной дороги по Южному берегу Крыма. Николай Георгиевич исследовал возможности прокладки дороги. Он понимал, что дорога должна пройти по очень живописным местам, курортам. Поэтому разработал 84 (!) варианта электрической дороги, где каждую станцию должны были проектировать не только архитекторы, но и художники. Он тогда писал: «Два дела хотел бы я закончить – электрическую дорогу в Крыму и повесть «Инженеры». Но ни то, ни другое у него не получилось. Строительство дороги должно было начаться весной 1904 года, а в январе началась Русско-японская война.

Николай Георгиевич  поехал на Дальний Восток военным корреспондентом. Писал очерки, которые потом стали книгой «Дневник во время войны», где была настоящая правда о той войне. После войны вернулся в столицу, с головой ушел в общественную работу, писал статьи, пьесы, пытался закончить книгу «Инженеры».

С 1906 года Николай Георгиевич проживал в Петербурге. Все это время он принимал участие в творческой и общественной жизни. Был членом редакционного коллектива журнала «Вестник жизни», сотрудниками которого были А.В. Луначарский и В.Д. Бонч-Бруевич.

Вечером 10 декабря 1906 года Гарин-Михайловскому неожиданно  стало плохо. Николай Георгиевич скоропостижно умер от инфаркта во время перерыва заседания, на котором обсуждалась его повесть «Подростки».

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский

Николай Георгиевич был красивым и образованным человеком своего времени, наделенным многими способностями. В нем органично сплелись талант инженера, неутомимая энергия общественника и простая человечность высокообразованной личности. Н. Г. Гарин-Михайловский известен нам в большей степени как писатель, но это был и талантливый инженер-путеец (не зря его называли – «рыцарем железных дорог»), журналист, бесстрашный путешественник, воспитатель. Им были разработаны инновационные по тем временам проекты, которые приносили ощутимую экономию в железнодорожную отрасль России. Примером этому может служить первая российская дешевая узкоколейка.

Скромный по своей природе, он никогда не выставлял напоказ свои писательские способности. Тем не менее, его работы были оценены, признаны и приобрели свое заслуженное долгожительство.

Интересные факты из жизни Н.Г. Гарина-Михайловского

    — Первую повесть («Детство Тёмы») опубликовал под псевдонимом Н. Гарин, от имени сына — Георгия, или, как его звали в семье, Гаря.

   — Благодаря его работе в изыскательской партии Западно-Сибирской железной дороги возник город Новосибирск.

  —  Внёс огромный вклад в корейскую фольклористику, записав до 100 корейских сказок во время своего путешествия по Корее и Маньчжурии.

   — Его путевые дневники «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову» и «В стране желтого дьявола» до сих пор читаются как приключенческий роман.

    — Произведение «Детство Тёмы» имело большой успех, так что автор создал позже продолжение – ещё 3 части: «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры».

    — Выделялся щепетильной честностью и болезненно воспринимал стремление многих своих коллег-инженеров к личному обогащению, взяточничеству.


В заключение нашего мероприятия предлагаем Вам ответит на вопросы викторины о Николае Георгиевиче Гарин-Михайловском: