СКАЗКИ ГОЛУБОЙ ФЕИ

Доброе утро, ребята!

Мы рады снова с вами встретиться на «Почитайкином утре».

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Лидии Алексеевна Чарской.

В начале XX века имя Чарской было окутано настоящим ореолом, если не всенародного, то вседетского обожания. Ее книги ждали с трепетом, читали с восторгом, к ней обращались, как к оракулу и провидцу.

Что же за сила была дана этой хрупкой женщине? Неужели, на самом деле, колдовство?

Они, то ли колдуньи, то ли феи, приходят к нам ниоткуда и уходят в никуда. Вот и Чарская. Казалось бы, ее от нас отделяет всего столетие, срок не Бог весть какой, но до сих пор не установлено точно, где и когда она родилась. Иные говорят – на Кавказе в 1875, иные – в Петербурге в 1878. А может, и не родилась вовсе, а просто некая сказочная волшебница явилась к нам в образе сероглазой большеротой девочки, которую звали Лида Воронова и которая заметно отличалась от своих сверстниц конца XIX века.

Она сама мучилась этой своей непохожестью: “Почему я переживаю все острее и болезненней, чем другие? Почему у других не бывает таких странных мечтаний, какие бывают у меня?.. Почему другие живут, не зная тех ужасных волнений, которые переживаю я?” Волнения эти были отнюдь не плодом болезненного детского воображения. Лида рано лишилась матери, отца своего любила горячо, почти фанатично и долго не могла примириться с его вторым браком и приходом ненавистной мачехи. Несколько раз из-за нее даже убегала из дома. Кончилось тем, что Лиду отвезли в Петербург (в то время семья жила в Шлиссельбурге, где служил военным инженером Алексей Александрович Воронов) и определили в Павловский институт.

Для живой, свободолюбивой девочки институт казался чуть ли не тюрьмой, где все было подчинено раз и навсегда заведенному порядку. И все же годы учебы многое дали ей. Она стала спокойнее, терпимее, сдержанней. Поняла и простила отца и если не полюбила, то примирилась с мачехой.

После института восемнадцатилетняя Лидия Воронова вышла замуж за офицера Бориса Чурилова. Но замужество оказалось недолговечным, почти мимолетным. Вскоре муж отправился по делам службы в Сибирь, а она с новорожденным младенцем осталась в Петербурге. Возвращаться под родительский кров не захотела. Самостоятельная жизнь была заманчивее, хотя и труднее. И все же она выбрала ее.

Несомненные артистические способности, редкое обаяние и яркий темперамент позволили Лидии Алексеевне выдержать конкурс на Драматические курсы при Императорском театральном училище, а по его окончании поступить в Александринский Императорский театр, где она и прослужила с 1898 по 1924 год.

Но второстепенные и эпизодические роли, на которых подвизалась Чарская (это ее театральный псевдоним), не приносили ни душевного удовлетворения, ни материального благополучия. Тогда она попробовала себя в сочинительстве, благо всегда питала к нему определенную склонность. И обнаружила, что пишется ей легко и свободно. Однажды даже призналась: ”Я буквально горю и сгораю, лихорадочно набрасываю одну страницу за другой”.

“Задушевное слово” (так назывались два журнала товарищества М.О.Вольф – для младшего и старшего возраста) с удовольствием начали печатать никому неизвестную, но такую яркую, искреннюю и занимательную писательницу. Первая же повесть “Записки институтки” (1902) принесла известность. За ней последовали “Княжна Джаваха”, “Люда Влассовская”, “Вторая Нина”, “За что? ”, “Моя повесть о самой себе”… Потом произведения хлынули просто всесокрушающей лавиной. Это были рассказы и повести, стихи и пьесы, сказки для малышей и романы для взрослых. Всего за неполных двадцать лет Чарская написала около восьмидесяти книг.

Казалось, они возникали по мановению руки, и по этому же мановению мгновенно разлетались по всей необъятной России, порой пересекая ее границы, появляясь то в Чехии, то в Германии, то в Англии, то во Франции. И везде читатели, и прежде всего – юные читательницы, с замиранием и трепетом повторяли имя Чарской. Это было уже не признание, даже не успех, это было чистой воды колдовство. Право, ничем другим нельзя объяснить подобный читательский ажиотаж. Во всяком случае не художественными достоинствами ее произведений  – до уровня большой русской литературы сочинениям Лидии Чарской было далеко.

Для самых маленьких читателей Л.Чарская написала сказки, большая часть из которых вошла в сборник «Сказки голубой феи». Во вступлении к сборнику мы знакомимся с маленькой феечкой голубого воздуха и весеннего неба, которая рассказала все сказки, что были записаны по памяти автором… Послушаем некоторые из них?



А наши юные читатели могут собрать паззл с главной героиней книги:



Мы также предлагаем вам познакомиться и с другими произведениями Лидии Чарской. Смотрите наш рекомендательный список и приходите в библиотеку за книгами!

you