УРОК ДОРОЖНОЙ ГРАМОТНОСТИ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СВЕТОФОРА»

Друзья! Послушаем песенку о правилах дорожного движения.

Светофор — это устройство оптической сигнализации, предназначенное для регулирования движения механических транспортных средств, а также людей на пешеходных переходах и иных участников дорожного движения. Применяется светофор также и на железных дорогах, в судоходстве и мореходстве.

Появление первого светофора

Сегодня светофор для нас – обычное дело. Однако сложно представить, что когда-то мы существовали без него. Он используется во всем мире для регулирования всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, водного движения и других, и, конечно же, для пешеходов. Почему и когда появилась необходимость в светофоре? За много столетий до изобретения автомобилей возникла потребность в правилах передвижения карет, всадников и пешеходов по городским улицам. О том, что движением нужно управлять, задумались еще древние римляне.  Первым упорядочить дорожное движение пытался Юлий Цезарь, но, к сожалению, безуспешно. В Средние века также пытались регламентировать передвижение на улицах, но и тогда ничего не вышло. Основной причиной этих неудач являлось то, что, несмотря на законы, преимущество проезда всегда оставалось у знати: дворян и состоятельных людей, стоящих выше всех правил передвижения. Чтобы упорядочить перемещение колесниц и людей, в городе выставляли рабов-регулировщиков с флажками разных цветов.

Нарушая правила, знать подавала дурной пример представителям более низких социальных групп, мешали друг другу нормально передвигаться, часто становясь причинами аварий. С появлением и увеличением количества трамваев и автомобилей на дорогах, вопрос о необходимость урегулировать их передвижение стал еще более актуальным. Было принято решение изобрести для этого специализированный прибор, получивший впоследствии название «светофор».

Впервые в истории светофор был установлен более 150 лет назад – 10 декабря 1868 года в Лондоне, насыщенном трафиком и пробками, правда, стоит уточнить, что речь идет о движении экипажей.

Изобретателя светофора звали Джон Пик Найт. Справедливости ради стоит сказать, что он видоизменил традиционную модель железнодорожных семафоров, в которых отлично разбирался. Первый аппарат светил только в темное время суток, сигналы подавались с помощью вращаемого зеленого и красного газовых фонарей. Днем же первый светофор управлялся при помощи двух семафорных стрелок. В горизонтальном положении они означали «стоп», а опущенные под 45 градусов – «приготовиться к движению. Расцветка, которая используется и в современных светофорах, выбрана не случайно. Дело в том, что красный и зеленый относятся к той части спектра, который человеческий глаз воспринимает максимально хорошо. Первый светофор был установлен на шесте длинной шесть метров и был предназначен для облегчения перехода пешеходам дороги.

Первый семафор был в центре внимания – со всей Великобритании приезжали посмотреть на необычное устройство, пока в январе 1869 года газовый фонарь не взорвался, серьезно ранив полицейского, который управлял светофором. Специальным правительственным указом было запрещено применять подобные устройства, из-за чего в Европе на 50 лет забыли о светофорах. до 1910 года, когда было разработано и запатентовано первое автоматическое светофорное устройство с фонарями двух цветов.

Официально считается, что первый автоматический светофор был установлен 5 августа 1914 года в Кливленде (США). Он имел красный и зеленый фонари, а при переключении издавал звуковой сигнал. Отцом этого изобретения стал инженер Джеймс Хог.

Главным недостатком первых светофоров было то, что для управления ими требовался человек. При таком раскладе дел невозможно было обеспечить светофорами большое количество улиц в городах. Поэтому изобретатели направили свои усилия на создание автоматических устройств для регулирования дорожного движения.

Несмотря на то, что первый светофор плохо себя зарекомендовал, идея использования такого прибора пришлась по вкусу многим.  Большинство стран мира пришло к решению о необходимости создания правил передвижения для автомобилей, которые стали представлять серьезную угрозу для жизни пешеходов. Поэтому в 1909 году в Париже были утверждены единые для Европы правила дорожного движения, а также система сигнализирующих знаков.

Первый электрический семафор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зеленого цвета) появился в Америке в 1912 году. Его изобретатель – Лестер Вайр – устройство не запатентовал.

Зато спустя 11 лет патент на светофор получил другой американец – Гаррет Морган. Он известен как автор первого трехпозиционного светофора. Морган наделил светофор глубоким смыслом. Темнокожий инженер своим изобретением выдвинул идею социальной справедливости. В его патенте было написано: «Назначение устройства – сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидящей в автомобиле». Так в Америке возникла поговорка: «Бог создал автомобилистов, а Гаррет Морган сделал их равными».

Светофоры Моргана появились очень вовремя. Двадцатые годы в США запомнились автомобильным бумом. С конвейера завода Ford миллионами сходили новенькие машины, которые стали более доступными для простых американцев. Светофоры сделали равными автомобилистов на оживленных улицах Нью-Йорка и Детройта, а затем и других американских городов. Спустя два года светофоры появляются в Париже, а в 1927 году – устанавливаются на улицах британских городов.

Ребята. Соберите паззл и вспомните, что означают цвета светофора!

Первые светофоры на московских улицах

В России всегда дороги были одной из главных проблем, в том числе во времена Российской империи. С образованием советского социалистического союза республик ситуация не изменилась. Пока весь мир думал, пробовал и экспериментировал с правилами дорожного движения, советским людям предстояло сначала наладить ситуацию с дорогами. Но уже к 1930 году советское правительство решило попробовать установить в Советском Союзе американские светофоры.

Первый в России светофор был установлен 15 января 1930 года в Ленинграде (на пересечении улиц 25 Октября и Володарского). К концу декабря светофор установили и Москве (на углу Петровки и Кузнецкого моста). После того, как установленный светофор заработал в Москве, в государстве стали думать о размещении таких аппаратов в других городах и населенных пунктах страны. Следующим городом, в котором установили светофор, стал Ростов-на-Дону, в 1933г. А в 1936 г. – Харьков. Далее такие приборы стали распространяться на наиболее крупные города страны.

На страницах словарей русского языка слово слово «светофор» впервые появилось в 1932 году. Первые советские светофоры сначала напоминали настенные часы. Циферблат был разделен на четыре части: сверху − зеленый, снизу − красный и два желтых по бокам. Стрелка ходила по кругу с определенными интервалами, разрешая и запрещая движение. Инспекторы никак не могли управлять работой такого светофора. Это было не самым удобным решением, и вскоре «светофоры-часы» были заменены на привычные «трехглазые».

Но некоторое время цвета всех советских светофоров оставались перевернутыми: зеленый сверху, красный внизу. Лишь в 1959 году, когда СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах, цвета приняли привычный порядок.

Позаимствовав у американцев конструкцию светофора, советские инженеры экспериментировали с цветовой гаммой. Вместо зеленого цвета хотели сделать синий. Кроме того, цвета были расположены в обратном порядке: сверху синий, снизу – красный. В чем причина таких изменений? Точной информации нет. Скорее всего, власти СССР не хотели проблем с законом. Ведь долгое время трехцветный электрический светофор был запатентован американцами, и за использование этой модели нужно было платить. А когда в 1959 году большинство стран мира, включая и Советский союз, присоединились к Международной конвенции о дорожном движении, то трехцветный светофор с красным, желтым и зеленым цветами – стал общепринятым.

После распада СССР в Российской Федерации появилась возможность более тесно сотрудничать с изобретателями всего мира. Благодаря этому в девяностых годах в России появилось такое нововведение, как светодиодный светофор. Данный аппарат мог не только показывать цветной свет, но и разные фигуры (человечки, стрелки или цифры). Впервые такое новшество было введено в Сарове.

В 1960-х годах появились специальные светофоры для пешеходов. Они имели прямоугольную форму с двумя секциями-лампами, где на стекле красными буквами было написано «стойте», а зелеными – «идите». Кстати, такой светофор можно увидеть в фильме Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика». К концу 1970-х на пешеходных светофорах появились «человечки». Также появилась возможность регулировки светофора и самими пешеходами. Рядом с переходами появились пульты с кнопкой, нажав на которую пешеход мог включить себе зеленый свет, а перед водителем, соответственно, загорался красный. Тогда же появилась централизованная система автоматического регулирования светофорами. Сегодня тысячи камер на перекрестках передают информацию о загруженности дорог. При возникновении затора светофоры на этом направлении переключаются в режим «зеленой улицы», до минимума сокращая время работы запрещающего сигнала.

Именно такая интеллектуальная транспортная система, к примеру, работает сейчас в Москве, и Ростех активно участвует в ее развитии. В прошлом году контракт на обслуживание ИТС Москвы до 2023 года заключил холдинг «Швабе».

Несколько интересных фактов:

В Берлине есть 13-ти сигнальный светофор.
В Японии раньше вместо зеленого света использовался синий, но исследования ученых показали, что синий цвет хуже воспринимается человеческим глазом.
Так как считается, что в Рио-де-Жанейро неблагоприятная криминогенная обстановка, в период с 10 вечера до 5 утра водители могут проезжать на красный свет, чтобы избежать возможного ограбления.
В первых светофорах разрешающий сигнал располагался вверху.
В Северной Корее автоматические светофоры стали устанавливать относительно недавно. Дорожным движением управляли в основном девушки-регулировщицы.
В Праге есть светофор для пешеходов, который расположен на уникальной узкой улочке. Так как на ней сложно пройти двум людям одновременно, светофор регулирует поток идущих с разных концов улицы прохожих и имеет только два цвета.
Ученые подсчитали, что жители крупных мегаполисов тратят около 6 месяцев своей жизни на ожидание зеленого сигнала светофора.

Памятники светофору

Сегодня в России существуют десятки тысяч световых приборов для регулировки движения. Этому полезнейшему изобретению в разных городах поставили памятники. Первый памятник светофору был открыт в Новосибирске в 2006 году.  Стали повсеместно устанавливать памятники этому устройству, приурочивая это событие к Международному дню светофора.

Для самых маленьких читателей – мультфильм о приключениях Смешариков.

В России сегодняшний праздник активно используется сотрудниками ГИБДД, работниками образовательных учреждений и активистами общественных организаций как еще один повод напомнить всем участникам дорожного движения, и в первую очередь — детям, о необходимости строго соблюдать требования правил дорожного движения, ведь ценой самой незначительной ошибки на проезжей части может стать жизнь человека.

Главная задача Международного дня светофора ещё раз напомнить пешеходам и водителям, что светофоры установлены на улицах не просто так. Ценой нарушения правил дорожного движения может стать человеческая жизнь. Будьте внимательны: берегите себя и своих близких! А пока предлагаем посмотреть вам небольшой видеоролик о нюансах, которые должен знать каждый при передвижении по пешеходному переходу и не только!

Дорогие читатели! Ждём Вас в библиотеках Централизованной библиотечной системы за книгами о правилах дорожного движения.

Предлагаем ещё раз вспомнить Правила дорожного движения вместе с героями популярного мультфильма.

Светофор в Ростове-на-Дону

Ростов-на-Дону стал третьим городом страны, где появился светофор.  Первый электрический светофор был установлен в 1933 году на пересечении улицы Энгельса (Большая Садовая) и Таганрогского проспекта (ныне Буденновский проспект). На этом участке дороги было самое интенсивное автомобильное движение.

До Великой Отечественной войны именно на Буденновский проспект выходил мост (аналогичный современному Ворошиловскому мосту), и там двигался почти весь транспортный поток, направлявшийся с юга на север.

Ростов был первым городом в России, где испытали светофорную систему «Зеленая волна». Так, с 1936 года до начала войны от площади Карла Маркса до железнодорожного вокзала (по улице Советской и по Энгельса (Большой Садовой) можно было проехать со скоростью 40 километров в час, не останавливаясь ни на одном перекрестке. В наше время «Зеленая волна» используется во многих других городах России.

Сегодня в столице Дона 466 светофоров, из них 31 светофорный объект оборудован пешеходными вызывными устройствами, при нажатии которых осуществляется включение разрешающего сигнала пешеходного светофора. Также 407 светофорных объектов оборудованы звуковыми сигналами для людей с ограничениями по здоровью. Благодаря этим автоматическим регулировщикам движения, аварий на дорогах нашего города происходит куда меньше, чем могло бы быть.

В заключение предлагаем вашему вниманию шуточное стихотворение «БЕЗДЕЛЬНИК СВЕТОФОР» С. Михалкова.

В лесу, где все без правил
Ходили до сих пор,
Однажды появился
Дорожный светофор.
Откуда-то с дороги
Принёс его Медведь.
И звери прибежали
На технику смотреть.
И первым начал Ёжик:
– Какая ерунда!
Нужны для светофора
И ток, и провода.
А если он не будет
Как следует гореть,
То нам на эту штуку
Не стоит и смотреть!
– Я с Ёжиком согласен! –
Сказал, зевая, Волк. –
– А если б он работал,
Какой в нём был бы толк?
Когда гоню я зайца,
Мне просто смысла нет
Бежать на свет зелёный,
Стоять на красный свет!
– И я, – сказал Зайчишка, –
Когда уже бегу,
Следить за светофором,
Простите, не могу!
– У нас, – Лиса сказала, –
Порядки здесь свои,
И нам на перекрёстке
Не нужен пост ГАИ!
– Мне тоже он не нужен! –
Сказал из норки Крот, –
Я сам себе пророю
Подземный переход!
Услышав под собою
Разумные слова,
– Я вообще летаю! –
Прогукала Сова. –
И мне совсем не нужно
На красный свет глядеть,
Когда я перекрёсток
Могу перелететь.
Осталось всё, как было.
Шумит дремучий бор.
Качается на ёлке
Бездельник-светофор…
Но мы с тобой не зайцы,
Не волки и кроты –
Хожу я на работу,
И в школу ходишь ты.
А мимо мчат машины,
Стальные муравьи.
И нам на перекрёстках
Нужны посты ГАИ!
Они нам помогают,
Нас учат с малых лет
Шагать на свет зелёный,
Стоять на красный свет. 

Подготовила зав. сектором Волога Е.Н.