ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЧАС «ФИТНЕС ДЛЯ МОЗГА»

Добрый день дорогие читатели!   13 июля — Международный день головоломки. Головоломки — это интересные задачи, которые требуют напряжения ума и сообразительности.  Это увлекательные и затягивающие пытливый  ум задачи, от которых думающий человек освободиться не может, пока не найдет на них ответ. Головоломки бывают разные:

Устные (ребусы, загадки, шарады).

Механические (проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика, пазлы и др.)

Печатные (для которых необходима бумага и карандаш)

Головоломки с предметами (со спичками, монетами)

Переложите 2 спички так, чтобы получилось 4 треугольника.

Немного истории и интересных фактов

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. 

А в 18 столетии, когда картограф Джон Спилсбери наклеил бумажное изображение географической карты на деревянную основу и распилил его по линии границ.

«Пятнашки» — самая популярная головоломка во всем мире на рубеже XIX и XX веков.

Первая книга в Европе, посвященная головоломкам, была написана ирландским просветителем Алкуина и называлась «Задачи для развития молодого ума». Именно в ней была записана всем известная «задача о переправе»:

Крестьянин купил на базаре козу, кочан капусты и волка.
По дороге домой надо было переправиться через реку.
У крестьянина была маленькая лодка, в которую кроме него могла поместится только одна из его покупок.
Как ему переправить все товары через реку, если нельзя оставлять козу наедине с капустой и волка наедине с козой?

Головоломки со спичками стали популярными в конце XIX века, когда была издана книга шведского педагога Софуса Тромгольта. А самая известная головоломка на текущий момент — кубик Рубика, изобретенная Эрне Рубиком  в 1974 году.

Международный день головоломки не случайно отмечается в день рождения доктора Эрно Рубика, изобретателя кубика Рубика. Эрно Рубик — венгерский изобретатель, скульптор и профессор архитектуры родился 13 июля 1944 года в Будапеште, Венгрия, во время Второй мировой войны.

Большая часть работ изобретателя связана с продвижением науки в образовании. С 1983 года Э. Рубик активно увлёкся меценатством, основал собственную венгерскую техническую академию, создал международный фонд Рубика для поддержки особенно талантливых молодых изобретателей. Венгерский изобретатель всемирно известен благодаря своим объёмным головоломкам и игрушкам:

Кубик Рубика

Изначально механическая головоломка называлась «Магический куб» (1974 г). В 1982 г. в Будапеште состоялся первый чемпионат мира по собиранию кубика Рубика на скорость. В январе 2018 г. специалист по робототехнике Бен Кац  и разработчик программного обеспечения Джаред Ди Карло создали робота, который способен собрать кубик Рубика за 0,38 секунды.

Волшебные кольца Рубика

Механическая головоломка, состоящая из двух свободно перемещающихся колец в форме восьмерки, заполненными цветными шариками. Цель — перейти в целевую конфигурацию.

Змейка Рубика

Механическая головоломка — конструкция из 24 шарнирно соединённых между собой призм в прямоугольном сечении. Цель состоит в сборке различного рода геометрических фигур, животных и прочих ассоциативных вещей.

Шар Рубика

Механическая головоломка из вращающихся на осях трёх прозрачных сферах, находящиеся одна в другой. Внутри центральной сферы — 6 цветных шаров. Задача  — через отверстия в сферах довести каждый шар до гнезда с соответствующим цветом на внешней сфере.

Шар Рубика

Механическая головоломка — двусторонний диск синего цвета, на обеих сторонах которого расположено по девять циферблатов часов, каждый из 18 циферблатов имеет только часовую стрелку. По углам головоломки расположены колёсики для вращения стрелок. Задача — одновременно установить на всех девяти циферблатах на обеих сторонах одно и то же время — 12 часов.

Головоломки окружают человека повсюду. Вот тому пример.

Разминка для ума

Друзья! Существует множество разновидностей настольных игр, от самых простых до самых сложных, многие из которых не составит труда сделать своими руками и провести время с пользой. Например, танграм.

Танграм

Танграм – геометрическая головоломка, состоящая из семи танов – геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 маленький квадрат и 1 четырехугольник. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все 7 фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

Ребята, изготовьте танграм и соберите фигуры животных:

Предлагаем собрать пазл – головоломку «Игрушки»

Попробуйте ответить на следующие вопросы:

1.     В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?
2.     Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
3.     Где находятся города без домов, реки без воды, леса без деревьев?
4.     Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик?
5.     Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой — за 100 минут. Как это может быть?
6.     Что случилось 31 февраля?
7.     Летела группа уток. Одна впереди, две сзади; одна позади и две впереди; одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток?
8.     В корзине лежат 5 яблок. Можно ли разделить их поровну между 5 товарищами так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
9.     Швея имеет кусок сукна 18 м и каждый день отрезает по 3 м. На какой день она отрежет последний раз?

А далее — математические ребусы:

Вашему вниманию — увлекательный видеоролик.

Книги для умников и умничек

Уважаемые читатели. Познакомьтесь с  книжными изданиями о головоломках из фонда нашей библиотеки. Книги будут интересны и детям, и взрослым, которые осознают жизненную необходимость регулярной тренировки интеллекта.

Арсенина, Е.Н. Занимательная книга головоломок и задач для мальчиков и девочек / Е.Н. Арсенина. — Москва : Эксмо, 2007. – 176 c. : ил. : 6+.

В книгу включены занимательные головоломки, которые позволят не только прекрасно провести свободное время, но разовьют абстрактное мышление, логику, способность находить неординарные выходы из ситуаций и сообразительность. Задания расположены по мере возрастания трудности. Книга адресована детям среднего школьного возраста.

Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломки : Сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач / М. А. Гершензон. — Красноярск : Произв.-изд. комбинат «Офсет», 1995. — 300 с. : ил. : 6+.

В этой книге вы найдете самые интересные игры, самоделки и головоломные задачи из разных книг Михаила Гершензона.

Головоломки, ребусы, загадки / сост.: О. Самусенко ; худож.: А. Голубев]. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2013. – 64 c. : ил. — (Смышленый ребенок) : 6+.

Короли и рыцари, забавные звери и сказочные персонажи не дадут заскучать и помогут весело и с пользой провести время. А разнообразные задания — лабиринты, кроссворды, пазлы, поиск отличий и многие-многие другие — точно не дадут заскучать.

Гордиенко, Н.   Занимательные головоломки, лабиринты, игры для детей / Н. Гордиенко. — Москва : АСТ : Аванта, 2020. — 63 с. : цв. ил. — (Головоломки и логические игры для детей) : 6+.

Это весёлая и полезная книга, которая позволит развить хорошую память, моторику рук, логическое мышление и грамотность. В книге много ребусов и игр со словами, пословиц и поговорок, заданий на проверку знания синонимов, антонимов и фразеологизмов.


Гордиенко, Н. Стань эрудитом! Головоломки от Тины Канделаки / [авт. и худож. Наталья и Сергей Гордиенко]. — Москва : Аст : Астрель, 2007. — 127 с. : цв. ил. — (Академия развития) : 6+.

Этот веселый и увлекательный сборник с замечательными цветными иллюстрациями предлагает самые интересные игры и головоломки. Решая эти забавные головоломки, вы не только научитесь логически мыслить, справляться с нестандартными задачами, но и узнаете много нового и интересного об окружающем нас мире, о странах и континентах, о видах искусства, разнообразных праздниках и о многом другом.

Перельман, Я.И. Занимательные задачи, фокусы, головоломки / Я.И. Перельман. — Москва : АСТ : Аванта, 2016. — 255 с. : ил. — (Занимательная наука в иллюстрациях) : 12+.

Эта книга — увлекательная коллекция хитрых вопросов, остроумных задач, интересных загадок, фокусов, головоломок и игр. Она поможет разглядеть неожиданные стороны хорошо знакомых предметов, потренировать память, логику и воображение, научиться мыслить.

Ребята! Эти и другие книги для умственного фитнеса ждут Вас в нашей библиотеке.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Друзья! Вы убедились, что головоломки, математические игры, логические задачки — не только хороший способ заполнить досуг, но и уникальная возможность проверить эрудицию, развить мышление, научиться нестандартному подходу к решению. Ждём Вас в библиотеке и на наших страницах социальной сети Интернет.

      Материал подготовила Т.И. Евсеева. Для подготовки мероприятия использован источник: https://www.youtube.com/