Онлайн-калейдоскоп историй «Волшебное искусство лицедейства» ко Всемирному дню театра

Всемирный день театра — международный профессиональный праздник всех работников театра, отмечаемый по всей планете ежегодно 27 марта.

Театр — это особый вид искусства, которым нужно проникнуться. Но если человек уже полюбил ходить на спектакли, он вряд ли оставит эту затею. Работой такого направления занимается огромное количество людей. Это актеры, режиссеры, осветители, создатели декораций, художники по костюмам и костюмеры, продавцы билетов и многие другие. Перечислить всех невозможно, но становится ясно, что у всех этих людей должен быть свой праздник.

Этот праздник традиционно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Всех работников театра
Поздравляем с вашим днём.
Ведь всегда на встречу с вами,
Словно в сказку мы идём.

Пожелаем лицедеям
Взлёта и признания.
Никогда не пожалеть
О своём призвании.

Чтоб всё также вы дарили
Зрителю интригу.
Чтоб спешили мы в театр,
Как к занятной книге.

Театр всегда играл важную роль в культурной жизни многих стран. Поэтому по инициативе Международного института театра в 1961 году был учрежден праздник – Всемирный день театра. Именно поэтому на одном из съездов ООН в 1961 году было принято решение учредить Всемирный день театра.

Ещё 23 января 1933 года, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». Эта цитата со временем трансформировалась в крылатую фразу «Театр начинается с вешалки», которая подразумевает следующее: в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.

Каждый артист, сценарист, постановщик, осветитель, костюмер, любой, кто имеет отношение к театральной жизни, считает этот праздник важным и значимым.

Традиции празднования

Для любителей театрального искусства «День театра» также является настоящим праздником, ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия в «храмах культуры», различные театральные фестивали, а некоторые театры стараются к этому дню представить премьеры новых спектаклей.

27 марта по всему миру проходят праздничные постановки, благотворительные спектакли и концерты.

Каждый театр празднует этот день по-своему. Организовываются капустники, читаются лекции для тех юношей и девушек, которые в будущем желают связать свою жизнь с этим видом искусства. В этот день, как правило, проводятся тематические выставки, встречи с талантливыми артистами, организуются мастер-классы по актерскому мастерству.

История театра

Надо сказать, сам театр зародился очень давно. В его основе лежат ритуальные и обрядовые действия, в ходе которых люди часто переодевались, пели песни богам, устраивали определенные представления. Это все необходимо было для того, чтобы сделать жизнь лучше. То есть изначально чисто развлекательной функции у данного вида искусства не было.

Зато античный театр принес человечеству много возможностей именно в плане развлечения публики. Кстати, именно в те времена зародились такие жанры, как трагедия и комедия.

У театра, в отличие от других видов искусств, есть вполне определенная дата рождения. В марте 534 года до н. э. в Афинах впервые были учреждены драматические состязания. Этот год и принято считать годом рождения мирового театра. История сохранила нам имя победителя первых состязаний в Афинах. Им был древнегреческий поэт Феспис (или Феспид), которого называют и первым актером, и первым драматургом.

Интересно, что в театральных кругах до сих пор существует суеверие, что дух Фесписа присутствует при каждом исполнении театральной пьесы и может вмешиваться в ее ход, способствуя или препятствуя успеху. Древнегреческий театр родился из мистерий, посвящённых богам — покровителям земледелия, в первую очередь Дионису:

в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров» распевал песни, содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия».

Играли в пьесах исключительно мужчины, которые исполняли все роли. Женщины к этому действу не допускались. После падения Римской империи наступил упадок античного театра. Но уже скоро появился европейский – в нем уже стали использоваться декорации, чего не было ранее. Теперь к такому виду искусства допускались не только мужчины, но и женщины.

Театр считается древнейшим способом развлечения. Он строился на огромное количество зрителей, посмотреть представление могли не только богатые люди. Артисты вживались в роль настолько, что были готовы умереть на сцене. 
Первоначально ставились только трагедии, комедийные постановки появились позже. Показывали пьесу один раз. Драматург был не только автором и постановщиком, но и непосредственным участником действия.

Интересные факты

Римский император Нерон очень любил играть в театре, считая себя великим артистом. Он заставлял всех подданных приходить на его спектакли и восхищаться его игрой. Многие римляне считали его бездарностью, однако проигнорировать выступление не представлялось возможным. Солдаты ходили по домам и выявляли ослушавшихся. Таким людям грозила смертная казнь.

Европейский театр. После падения Римской империи античный театр был забыт: идеологи христианства осуждали лицедейство, и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников — инсценировок церковных служб.

Христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению иллюстративность. В XI веке на Рождество уже разыгрывались настоящие представления.

Наряду с официальным существовал также народный театр, в котором выступали бродячие комедианты. Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического содержания на улицах и площадях, актёры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцам, и рассказчиками, дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах.
До 1770-х годов актёры пользовались лишь ограниченным количеством современных костюмов вне зависимости от исторического периода, к которому относилось действие.

Театр как здание, предназначенное для представления драматических произведений, традиционно включает в себя сцену — площадку, где происходит действие, — и зрительный зал. Сцена, спроектированная под максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. Противоположная крайность — выдающаяся в зал голая сцена, окружённая местами для зрителей с трёх или даже четырёх сторон. Впрочем, драматические представления могут проводиться и без подобного сооружения.

В Европе XVIII в. зрелищность и разнообразие декораций были отличительной чертой оперных театров, ставших культовым местом модной публики. Художники, уловив возрастающий общественный интерес к опере, принялись энергично осваивать эту новую форму драмы, открывавшую для них новые возможности. Начинают возникать оперные театры.

Опера —  вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой

Оперетта — один из музыкально-театральных жанров, музыкально-сценическое представление в котором вокальные, хоровые и хореографические музыкальные номера чередуются с разговорными сценами. По своим жанровым признакам оперетта близка к комической опере, но для оперетты характерно более широкое использование разговорного диалога

Балет — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев. В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления — spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы и балет сформировался как отдельный жанр.

Пантомима — искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела, без использования слов.

Театры Востока

Театр теней — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад. Большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках.

Кукольный театр на воде — вьетнамская традиция, восходящая к XI веку н.э., возникла в деревнях на севере Вьетнама. В старину крестьяне использовали этот вид развлечений во время наводнений. Куклы для этого театра делаются из дерева, а затем покрываются лаком. Представление проводится в неглубоком бассейне. Марионетку поддерживает большой стержень, расположенный под водой и управляемый кукловодом, который обычно скрыт за ширмой. Таким образом, куклы движутся над водой. Представления часто сопровождаются национальной музыкой.

Японский театр кабуки — традиционный японский театр, сочетающий в себе жанры танца, пения, драмы и музыкальные композиции.

Традиционно в кабуки мужчины играют все роли. Отличительной чертой японского театра является сложный разноцветный грим, нанесенный на лица актеров. Если актер играет молодую девушку или парня, его лицо раскрашивается в белый цвет, а для того, чтобы показать другой возраст, добавляются иные цвета, например, коричневый. Деревянный помост ханамити тянется от левого края сцены через весь зрительский зал. Также в кабуки была впервые в мире применена вращающаяся сцена. Декорации специально делаются меньше натуральных размеров для того, чтобы повысить значимость актеров.

Кукольный театр — кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими устройствами. 

Театр в России

Что касается истории русского театра, то отголоски театральных зрелищ идут еще со времен скоморохов, веселивших народ.

Ребята, сложив этот паззл, вы увидите первых «народных артистов» древней Руси.

Скоморохи — странствующие актеры в древней Руси, выступающие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики и акробаты. Скоморохи сочетали в своем искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки – игрища и социальную сатиру – глумы, исполняемые в масках и в скоморошьем платье.

Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Матвеев. Драматургом был назначен немецкий пастор Иоганн Готфрид Грегори, а первая пьеса называлась «Артаксерксово действо».

«17 октября 1672 г. прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого „действа“ необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время „позорищем“.

При Петре I появился публичный театр, здание которого называлось «комедийной храминой». Спектакли в нем давала немецкая труппа. И хотя такой вид зрелищ не очень полюбился народу, он положил начало театральной деятельности России.

В период правления дочери Петра I Елизаветы театр стал похожим на тот, к которому мы привыкли сейчас. Именно в этот период открылся Императорский театр, а в Петербурге – Александринский. Их особенностью было участие в спектаклях как русских, так и иностранных артистов. Выступали и женщины, и мужчины. На развитие этой отрасли тратилось множество средств.

30 августа 1756г. императрицей Елизаветой был дан указ Сенату „учредить Русский для представления трагедий и комедий театр“. Директором театра был назначен А. П. Сумароков. С этой даты начинается история публичных русских императорских театров.

Труппа Императорского театра состояла преимущественно из крепостных. Основной расцвет театральной деятельности пришелся на 19-20 век, подарив нам множество талантливых людей. Самой большой сценой в Европе считается Московский театр Российской армии. Он повторяет форму пятиконечной звезды и вмещает около 1000 человек.

Российский театр по праву гордится своей историей: система великого реформатора сцены Константина Станиславского, принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда, сценические открытия Евгения Вахтангова и Александра Таирова определили развитие не только российского театра, но и всего мирового сценического искусства.

Подробнее узнать о самом знаменитом театре нашей страны, можно посмотрев видеоролик.

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…» Б.М. Теплов.

А сейчас, ребята, я хочу ближе познакомить вас с театрами нашего города – Ростова-на-Дону.

Друзья! Во время каникул вы можете посетить кукольный театр.

В театре очень интересно. Но не обязательно идти куда-то, чтобы посмотреть спектакль: вы можете устроить театральное представление прямо у себя дома. Нужен только материал для изготовления кукол и декораций, помощь мамы или папы и ваша фантазия. А ещё вы со своими друзьями можете стать актёрами и разыграть любимую сказку.

Как это сделать, Вам расскажут в детской библиотеке имени М. И. Ульяновой. Попробуйте! Вам это обязательно понравится!

Мероприятие подготовила зав.сектором Волога Е.Н.